Можно ли просить мертвых чтобы они сделали за тебя дуа

Вопрос: Каков хукм требования дуа или шафа’а (заступничество) от мертвого возле его могилы, если тот кто поступает таким образом убежден, что умерший будет слышать его, если он будет взывать к нему прямо у его могилы. И приводит некоторые доказательства в свою защиту, например как хадис, где пророк, мир ему и благословения Аллаха, обращался к умершим мушрикам у колодца в день Бадра. К тому же утверждает что его дела не подобен делам мушриков времен джахилий, так как они поклонялись идолам, а он в свою очередь требует от мертвого чтобы он сделал за него дуа, а не просит непосредственно у самого мертвеца что-то. Является ли его дела Большим Ширком и есть ли разногласие среди ученых в этом вопросе? Просим разяснить данный вопрос приводя доказательства.

Ответ:

Не дозволено просить дуа или шафа’а (заступничество) у мертвых, тем более у их могил. Потому что в момент когда человек обращается к умершему у его могилы, его сердце в большей степени привязывается к нему. И это отвратительное бид’а, приводящее к Ширку и к обращению с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха. И даже его положение может дойти до Большого Ширка, который выводит человека из Ислама, как это зачастую происходит с ними из-за их сильной привязанности к мертвым.

Всевышний Аллах сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом» (Сура Йунус, 18 аят).
В другом аяте Всевышний Аллах сказал: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?» Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены» (Сура аз-Зумар, 43-44 аят).
Также, Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения, они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (Сура Фатыр, 13-14 аяты).

Имам аль-Бухари передает хадис от Анаса ибн Малик о том, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволем им Аллах, когда была засуха, просил Аббаса ибн Абдульмутталиба помолиться о ниспослании дождя и говорил: «О Аллах, мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» После чего выподал дождь. «Сахих аль-Бухари» (1010).

Если бы требование шафа’а или же тауассуль через умерших было бы дозволенным, то что удержало сподвижников, да будет доволен ими Аллах, сделать тауассуль через пророка, мир ему и благословения Аллаха, когда как они обратились к Аббасу ибн Абдульмуттолиб чтобы он сделал за них дуа!?
В этом вопросе ученые были единогласны во все времена. И нет разногласия среди них по данному вопросу. Однако разногласят в нем только приверженцы нововведении с мнениями которых никто не считается.

От ученых, по данному вопросу, передается следующее слова:

Шейхуль Ислям Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Узаконено посещение могилы не из-за того что живой нуждается в мольбе мертвого или же чтобы он сделал тауассуль через него, однако в этом польза, которую приносит живой для мертврого делая за него дуа. И Всевышний Аллах проявляет молость умершему по причине мольбы живого, а также дает ему (живому) вознаграждение за его дела». «Маджму аль-фатауа» (27/71).

Он также сказал: «Никто из пророков не был послан с тем, что делают некоторые люди, взывая к ангелам или пророкам или умершим праведникам подобно тому, как взывают к Маряму и др., требуя от них заступничества перед Аллахом». «Аль-джауаб ас-сахих» (5/187).

Шейхуль Ислям, да помилует его Аллах, также сказал: «Второе: Когда кто-то обращается к мертвому или тому, кто отсутствует, подобно пророкам или праведникам, говоря: «Помолись за меня Аллаху», или «Помолись за нас у своего Господа», или же говоря: «Попроси Аллаха для нас», как это делают христиане, взывая к Марям и другим, то в этом вопросе также нет никаких сомнении у ученых в том, что это ни дозволено, и то, что это бид’а, которую не совершали никто из предшественников этой уммы. И не узаконено в шариате, просить у мертвых ни дуа, ни что-либо другое. В «Муатта» имама Малика приводится, что Ибн Умар (проходя мимо могилы пророка, мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Мир тебе, о посланник Аллаха. Мир тебе, о Абу Бакр. Мир тебе, о отец мой», затем уходил. Также, от Абдуллы ибн Динара предается, что он говорил: «Я видел, как Абдулла ибн Умар подходил к могиле пророка, мир ему и благословения Аллаха, приветствовал его и просил Аллаха благословения за него, и делал дуа за Абу Бакра и Умара». Также, от Анаса ибн Малика и других сподвижников передается, что они приветствовали пророка, мир ему и благословения Аллаха, а когда хотели сделать дуа, поворачивались в сторону Киблы, и затем просили Всевышнего Аллаха. И никогда не делали дуа, обратившись в сторону комнаты, где похоронен пророк, мир ему и благословения Аллаха.
Мазхаб всех четырех имамов, имама Малика, Абу Ханифы, аш-Шафи’и, и Ахмада, а также других имамов этой уммы единогласны в том, что если человек после того как поприветствовал пророка, мир ему и благословения Аллаха, захочет сделать дуа за себя, то он должен повернуться в сторону Киблы». «Маджму аль-фатауа» (1/351-352).

Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Запрещено просить у него (т.е. у пророка, мир ему и благословения Алалха) шафа’а, так же как и прочие вещи, подобно тому, как запрещено просить у других мертвых. Так как от мертвого ничего не требуется. Однако мы делаем за них дуа и просим милости Аллаха за них, если они были мусульманами. Так как пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Посещайте могилы, потому что они напоминают о смерти». «Сахих Муслим» (975).
И тот, кто посещяет могилы Хусейна или Хасана или же других мусульман, чтобы сделать за них дуа и попросить милости и прощения Аллаха за них, как это принято делать у прочих могил мусульман, то это Сунна. А если он идет к могиле для того чтобы попросить у похороненного в нем о чем-то, или прибегнуть к нему за помощью, или потребовать от них заступничества перед Аллахом, то это Большой Ширк». «Маджму’ фатауа Ибн Баз» (6/367).

Шейх ибн Баз, да помилует его Аллах, также сказал: «Никому не дозволено просить заступничества у пророка, мир ему и благословения Аллаха. Так как это собственность Аллаха, Свят Он, и не требуется оно кроме как у Него. Как сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступни-чество целиком» (Сура аз-Зумар, 44 аят).
Поэтому говори: «О Аллах, позволь Твоему пророку заступиться за меня!», или же: «О Аллах, позволь Твоим ангелам заступиться за меня!», или же: «О Аллах, позволь Твоим верующим рабам заступиться за меня!» и т.д. А что касается мертвых, то от них мы ничего не требуем, ни заступничества, ни что либо иное. Даже если они будут пророками или простыми людьми» «Маджму’ фатауа Ибн Баз» (16/105).

Шейх Салих аль-Фаузан, да сохранит его Аллах, сказал: «Из тех сомнении связаных с этим разделом, это вопрос – шафа’а (заступничества). И они (почитатели могил) говорят: «Мы не требуем от этих праведников чтобы они решили наши проблемы. Однако мы просим их чтобы они заступились за нас перед Аллахом. Потому что праведные люди имеют почет у Аллаха. И мы, через их высокое полжение хотим добиться их заступничества»
На это мы им отвечаем: «Это – именно то, что говорили мушрики прежде вас, оправдывая свои поступки. Но не смотря но это Всевышний Аллах назвал их мушриками, неверующими. Как сказал Всевышний: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом» (Сура Йунус, 18 аят)». «Аль-Иршад иля сахих аль-и’тикъад» (70-71 стр.).

Что касается того, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, обращался к умершим мушрикам у колодца в день Бадра, и то что они слышари его речь, то это из тех вещей, которые присуще только ему и только в этом случае, унижая неверие и неверующих, живых и мертвых.
Къатада сказал: «Аллах оживил их чтобы они смогли услышать его речь, упрекая их, унижая и наказывая, чтобы они желели и скорбили». «Сахих аль-Бухари» (3976).
Поэтому не правильно, и не дозволено строить аналогию исходя из этого хадиса, открывая тем самым двери призыва к умершим, прося у них заступничества у их Господа, и прося у них чтобы они сделали за них дуа. Так как подобные суждения являются самыми порочными.

Ученые постаянного комитета сказали: «Если человек умирает, то теряет слух, и пересает воспринимать голоса живых, и не слышат их разговоры. Всевышний Аллах сказал: «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» (Сура Фатыр, 22 аят). И Всевышний подтвердил своему пророку, мир ему и благословения Аллаха, что те, которые не внимают его призыву подобны мертвым. И общеизвестно (в науке балягъа) что то, с чем сравнивают (мушаббах бихи) более силен чем тот кого сравнивают (мушаббах) в том качестве, в котором его сравнивают (уаджху шабах). И таким образом мертвые, которые не слышат и тем более не могут ответить, намного уступают в качестве слуха чем те, которые упорствуют в неповиновении пророку, мир ему и благословения Аллаха, затыкая свои уши, дабы не слышать его призыв, оставаясь тем самым в слепом неведении от него, говоря наши сердца запечатаны. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Те же, к кому вы взываете помимо Него, не обладают даже плевой на финиковой косточке. Если вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они откажутся от вашего Ширка. Подобно Ведающему тебе никто об этом не расскажет» (Сура Фатыр, 13—14 аят).
А что касается убитых мушриков которые были похоронены в яме в день Бадра, когда пророк, мир ему и благословения Аллаха, призвал их и сказал: «Нашли ли вы то что обещал вам ваш Господь истиной? Поистине мы нашли обещание нашего Господа истиной», а так же его слова сказанные сподвижникам когда они с удивлением обратились к нему: «Они слышат не хуже чем вы, когда я говорю», то это из тех вещей, которые присуще только пророку, мир ему и благословения Алалха, и является искючением из общего правила исходя из довода. Также, что умерший слышит стуки сандалей провожающих его в похоронах является исключением из общего правила. Таким же образом понимаем хадис: «Кто бы непоприветствовал меня (у могилы), Аллах неприменно возвращает мне мою душу чтобы я ответил на его салям», как исключение из основного правила». «Фатуа аль-ляджна ад-даима» (1/478-479).

Основа – что мертвые не слышат. И перестают они слышать, видеть и разговаривать после того как их душа покинет их тело. Однако является исключением из этого то, на что пришел достоверный довод.

Шейху Ибн Усаймину, да помилует его Аллах, был задан вопрос: «Каково правельное мнение в вопросе слышания мертвых?»
Шейх ответил: «Правильное мнение то, что пришло в Сунне. И это бесспорный вопрос в котором нет никаких неясностей. В хадисах пришло: «Поистине человек слышит стуки сандалей похоронивших его когда они его покидают», а также известен случай, когда пророк, мир ему и благословения Аллаха, встал перед убитыми у колодца Бадр и начал ругать их, и тогда сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, почему ты с ними разговариваешь?», пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Они слышат не хуже чем вы, когда я говорю». В другом хадисе пришло: «Какой бы мусульманин непоприветствовал могилу того, кого он знал в мирской жизни, Аллах возвращает ему его душу и он отвечает на его приветствие».
Основа в этом вопросе что мертвые не слышат. Так как их души покинули их тела. Однако то, что пришло в Сунне, мы неприменно должны уверывать в него (ввиде исключения)». «Ликъа аль-баб аль-мафтух» (25/222).

Шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, также сказал: «Однако допуская то, что они слышат нельзя сказать что теперь они могут дать пользу другим. Т.е. они не делают дуа Аллаху за других и не просят прощения у Аллаха за других, и никак не может заступиться за них.
Я говорю это для того, чтобы почитатели могил не зацепились за мои слова, говоря: «Если они слышат, то значит они приближены к Аллаху и мы можем попросить их, чтобы они попросили Аллаха за нас, или же чтобы он заступился за нас у Аллаха и т.д.», на это нет никаких указаний. Потому что когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая переходит из рук в руки, знания, которые приносят пользу, и праведный потомок, который молится за него». «Ликъа аль-баб аль-мафтух» (14/87).

موقع الإسلام سؤال وجواب

والله أعلم

Поделись с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *