Имам Сабуни. Вероубеждение ахлю-сунна в вопросе возвышенности Аллаха

Имам Сабуни

Вероубеждение ахлю-сунна
в вопросе возвышенности Аллаха
 
Имам Ас-Сабуни родился в Бущенджsabunyе, пригороде Герата, в месяц джумадуль-ахира в 373 год похиджре. Об имаме, хафизе Ас-Сабуни с похвалой отзывались многие ученые, как о мухаддисе, муфассире, знатоке литературы и поэзии. Так Абу Бакр Аль-Байхакы, который был его современником сказал о нем следующее: «Он истинный имам мусульман и подлинный шейх аль-ислам, все его современники признают его огромное значение в религии и его влияние, он обладал истинным вероубеждением имел огромные знания и следовал путем саляфов”. Аль-Кады Абу Абдулла Аль-Малики сказал о нем: «Абу Усман  Ас-Сабуни был из числа ученых мужей достигших совершенства в хифзе хадисов, в тафсире и других науках». Сказал Абу Аль-Фадль Мухаммад ибн Саид Аль-Надим: «Наши шейхи единогласно признали за Абу Усманом звание имама в науках тафсира и хадиса, и всем, что с этим связано». Сказал о нем Ибн Насыр Ад-дин: «Он был глыбой  возвышающейся в проповеди, литературе, хифзе хадисов, тафсире Корана и другом». Сказал Аль-Хафиз Аз-Захаби: «Он был шейхом Хорасана в свое время». Сказал Тадж Ад-дин Ас-Субки: «Он был колоссом в религии и его знание не оспаривает не одна группа». Ибн аль-Каййим сказал о нем: «Он был имамом ахль аль-хадис, и имамом фикха и тасавввуфа”. Он является автором следующих книг: «Вероубеждения саляфов и ахль аль-хадис», «Сорок хадисов», о ней упоминает имам Ан-Навави в предисловии к своей одноименной книге «Сорок хадисов», а также «Две сотни», в которой он приводит одну сотню избранных хадисов и одну сотню рассказов, и еще книги с названием «Победа», а также «Призывы», о которой в соей книге «Имена и атрибуты» упоминает Аль-Байхакы. Биография самого Абу Усмана Ас-Сабуни приводится в «Ат-Табакат Аш-Шафиия» Ибн Ас-Субки.
 
 
 
 
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
 
 
 
Аллах Податель всякого успеха, и да хранит Всевышний приверженцев хадиса (асхабуль-хадис) живыми, и да будет милостив к ним после смерти, они свидетельствуют об Аллахе всем своим существом и о Посланнике, да благословит его Аллах и приветствует, посредством его послания.
 
Они познают своего Господа, Славен Он и Велик, через Его атрибуты о которых Он сам сообщил в Своем откровении и тех, о которых засвидетельствовал Его посланник в достоверных хадисах. 
 
Они признали те качества в отношении Аллаха, да будет Славен Он, которые Он сам утвердил в своей Книге, или же устами Своего Посланника, и убеждены что Его атрибуты не подобны атрибутам Его творений. 
 
Они говорят: «Поистине, Он сотворил Адама своими руками», как Он сам, да будет Славен Он, сообщил об этом в своем слове: «Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?» (Сура Сад, аят 25). Однако они не искажают непосредственного смысла  выражения,  толкуя  значения слова «Руки» как «милости» или же «сила», подобно мутазилитам и джахмитам, да погубит их Аллах. 
 
Они не задаются вопросом об их (рук) сущности, но и не уподобляют их рукам Его творений, подобно антропоморфистам, да лишит их Аллах всякой поддержки. Да убережет Аллах приверженцев сунны от искажений, уподоблений и попыток постижения сущности в вопросах атрибутов. И да облагодетельствует их познанием и глубоким пониманием, чтобы они смогли следовать путем Единобожия и его очищения, и оставили как слова непризнания, так и уподобления атрибутов следуя слову Всевышнего, Славен Он и Велик: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий».
 
Приверженцы хадиса (асхабуль-хадис) убеждены и свидетельствуют, что Аллах, Славен Он над семи небесами, утвердился на своем Троне, как об этом Он сообщает в Своей Книге: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Сура  Преграды, аят 54). И в суре Йунус: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения» (аят 3). Также в суре Гром:«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (аят 2). И в суре Различение: «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он – Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего» (аят 59). И в суре Поклон: «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (аят 4). И еще:«Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Сура ТаХа, аят 5). Также Аллах, Славен Он, сообщает, что проклятый Фараон спросил у Хамана: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом»” (Сура Верующий, аяты 36-37). Поистине он сказал так потому что слышал что Муса (мир ему) упоминал, что его Господь на небесах. Ученые уммы и имамы из числа саляфов, да будет милостив к ним Аллах, не расходятся в том, что Всевышний на Троне, а Его Трон над небесами.
Сообщается, что Умм Саляма сказала относительно слов Аллаха: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Сура ТаХа, аят 5) следующее: «Вознесение на трон — не безызвестно, сущность этого не постижима, утверждение сего – вера, а отрицание – неверие»(Приводит имам Лялякаи в “Шарх усули итикади ахли ас-сунна валь-джамаа”, 397/3). Также сообщается, что как-то спросили имама Малика а слове Всевышнего «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)»: «Каким образом Он утвердился?». На что он сказал: “Утверждение на троне – не безызвестно, каким образом — непостижимо, вера в это – обязательна, а задаваться вопросом об этом – нововведение”. В другой версии этого сообщения от Джафара ибн Абдуллы говорится: «Как-то пришел к имаму Малику один человек и спросил относительно слова Аллаха «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)»: «Каким образом Он утвердился?». И я не видал его более разгневанным чем после этих слов. Его вены вздулись и народ замер в ожидании его реакции. Затем имам Малик, не скрывая своего гнева сказал: «Утверждение на троне – не безызвестно, каким-образом — непостижимо, вера в это – обязательна, а задаваться вопросом об этом – нововведение», и обращаясь к спрашивающему продолжил: «Я боюсь, что ты впал в заблуждение». После чего повелел вывести его». 
 
Также передают, что однажды спросили Абу Али Аль-Хасана ибн Фадля Аль-Баджили об утверждении (истива) на троне: «Как Аллах утвердился на своем троне?». На что он ответил: «Поистине мы знаем из сокровенного только лишь то, что нам было открыто. И Всевышний, да будет Он славен, сообщил нам что Он утвердился на троне, но не сообщил о сущности этого».

Передают от Али ибн Аль-Хасана Шакыка что Абдулла ибн Мубарак сказал: «Мы знаем своего Господа как возвышающегося над семи небесами на троне  и не говорим подобно джахмитам: «Поистине Он здесь» — при этом указывая на землю».

Наш имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах, в своей книге “Аль-Умм”, приводит доводом в вопросе предоставления свободы верующему, в качестве искупления, рассказ Муавии ибн Аль-Хакама. В нем Муавия сообщает, что пожелал предоставить свободу чернокожей рабыне в качестве искупления, и спросил об этом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил испытать ее и спросил: «Кто я?». В ответ она сначала указала на него, а затем на небо, то есть свидетельствуя что он Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который на небесах. После чего он сказал: «Освободи ее, поистине она верующая». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял решение об ее Исламе и ее вере, потому что она признала, что ее Господь на небе и выказала свои знания о Нем, как об обладающем качествами возвышенности. Аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах, приводит этот рассказ доводом против тех, кто считает дозволенным освобождения неверующей рабыни в качестве искупления, потому что убежден, что Аллах, Славен Он, над своим творением, над семи небесами, на Своем Троне. Также, как в этом убеждены приверженцы Сунны и согласия, как саляфы так и халяфы из их числа.
Также Приверженцы хадиса убеждены в нисхождении Господа, Славен Он, на небо этого мира каждую ночь, без уподобления нисхождению творений, без представления этого нисхождения и без того, чтобы задаваться вопросом о сущности этого атрибута. 
 
Они утверждают то, что утверждал Посланник Аллахада благословит его Аллах и приветствует, возвращаются к нему в этом вопросе, принимая достоверное сообщение об этом в его непосредственном смысле, знание о сущности которого у Аллаха. Также они подтверждают то, что ниспослал Аллах, Славно имя Его, из упоминания Им таких качеств как движение и явление. Так, Славен Он и Велик, сказал:«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами” (Сура Корова , аят 210). А также: «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»(Сура Заря, аят 22). 
 
Мы веруем во все это не задаваясь вопросом «как?». Если бы Аллах, Славен Он пожелал, то разъяснил бы нам сущность этого действия и мы бы приняли то, что Он утвердил. Мы воздерживаемся от стремления постичь аяты «иносказательные», как то нам приказал Аллах, Славен Он и Велик, в Своем слове: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа. Но поминают назидание только обладающие разумом».
 
Передается от Исхака ибн Ибрахима Аль-Ханзали (более известного как Ибн Рахавейх) следующее: “Сказал как – то раз мне наш повелитель Абдулла ибн Захир (один из правителей Хорасана и Маверанахра, ум в 230г по хиджре): «О Абу Йакуб, как нам понимать нисхождение Аллаха в этом хадисе Посланника Аллаха, о котором ты нам сообщил, где говорится что Аллах нисходит на небо этого мира каждую ночь?». Он ответил: «Да укрепит Аллах амира, но не задаются о деле Господа вопросом “как?”. Поистине он нисходит и об этом не спрашивают «как?».
Передается от Мухаммада ибн Саляма: «Однажды спросил я Абдуллу ибн Мубарака о нисхождении Аллаха во вторую половину ночи весь месяц шаабан. На что он сказал: «О глупыш, Он нисходит каждую ночь». И тут сказал ему один человек: «О Абу Абдуррахман, как Он нисходит, неужели Он нисходит так, что после Него освобождается место?». Он ответил: «Он нисходит так как пожелает».
Также сообщается от Абдуллы ибн Ар-Раббаты: «Однажды я посетил собрание  правителя Хорасана Абдуллы ибн Захира на котором присутствовал Исхак ибн Ибрахим, и его спросили:
— Достоверен ли хадис о нисхождении Аллаха?
— Да — сказал он. Затем один из полководцев Абдуллы сказал:
— О Абу Йакуб, ты утверждаешь, что Всевышний каждую ночь нисходит на небо?
— Да — сказал он.
— Каким же образом?
— Подтверждаешь ли ты, что Аллах над небесами на Своем Троне, чтобы я смог тебе описать как он нисходит. — спросил он
— Да, я подтверждаю это – сказал мужчина. После чего сказал Исхак:
— Аллах, Славен Он и Велик, сказал: «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами…». Тут правитель Абдулла ибн Захир возразил:
— О Абу Йакуб здесь же имеется в виду День воскрешения.
— Да укрепит Аллах повелителя, кто сможет помешать тому, кто придет в День воскресения, сделать это же самое сегодня.- сказал ему Исхак. 
 
Сообщение о нисхождении согласовано и приводится в двух сахихах от Абу Хурейры. Так передается, что он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сказал Посланник Аллахада благословит его Аллах и приветствует: «Господь наш, Благословен Он и Возвышен, нисходит каждую ночь, в последнюю ее треть на небо этого мира и говорит: «Кто обращается ко мне с мольбой тому я отвечу, кто просит у меня тому я дам, а кто взывает ко мне о прощении тому я прощу».
Также передается от Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине в ночь Арафата Аллах нисходит на небо этого мира и восторгаясь обитателями Земли перед обитателями Неба говорит: «Взгляните на моих рабов, с взлохмоченными волосами и запыленные они приходят со всех сторон, желая моей милости, будет им прощено и не узнают они дня более избавляющего от огня чем день Арафата».
Еще передается от Абу Хурейры и Абу Саида, что Посланник Аллахада благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поистине Аллах медлит, пока не наступает последняя треть ночи, затем спускается на небо этого мира и говорит: “Есть ли согрешившие? Есть ли взывающие о  прощении? Есть ли просящие? Есть ли обращающиеся с мольбой?». И так пока не наступит рассвет».
Также передается от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний спускается каждую ночь на небо этого мира и говорит: «Я — Царь, Я – Царь, Я — Царь, три раза. Кто просит Меня, тому я дам. Кто обращается ко Мне с мольбой, тому Я отвечу. Кто взывает ко Мне о прощении, тому Я прощу».
Я слышал нашего устаза Абу Мансура, который сказал по поводу этого хадиса: «Абу Ханифу спросили о нем и он сказал: «Он нисходит и об этом не задаются вопросом «как?». Некоторые же говорят Он нисходит так, как подобает достоинству Его Господства, не спрашивая «как?» и без того, чтобы уподоблять Его нисхождение нисхождению Его творений с освобождением и заполнением места, потому что Аллах, Славный, чист от того, чтобы его атрибуты были подобны атрибутам Его творений. Как чист от того, чтобы Его Сущность была подобна сущности Его творений. Атрибуты «движения», «явления» и «нисхождения» соответствуют достоинству Его Величия, без уподобления и определения их сущности».
Сказал шейх Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани: «Сказал Хамад ибн Абу Ханифа: «Спросил я как-то отрицающих атрибуты Аллаха подобно джахмитам:
 
— Полагаете ли вы что в слове Аллаха «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами…» (Сура Заря, аят 22), а также в: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами» (Сура Корова, аят 210), что в этих аятах наш Господь действительно придет как говорит об этом? И ангелы придут рядами, рядами? На что они ответили следующее:
— Что касается ангелов, то они действительно придут рядами. Говоря же о Всевышнем, то мы не знаем что здесь имеется ввиду, мы не знаем сущности этого. Тогда мы им сказали:
— Действительно, мы не обязаны знать о сущности прихода (явления) Господа, задаваясь вопросом «как?», однако мы обязаны верить в Его явление в День воздаяния. Кем вы считаете того кто отрицает приход ангелов рядами?
— Неверующими и лжецами – сказали они.
— Точно так же и тот, кто отрицает, что Аллах, Славен Он, явится (придет) в День воздаяния, тот неверующий и лжец — сказали мы им.
 
 
 
Сказал Абу Абдулла ибн абу Хафс Аль-Бухари: «Сказал Ибрахим Аь-Ашаас: «Я слышал Фудейля ибн Ийада, который сказал: «Если  скажет тебе джахмит: «Я не верю в Господа, который освобождает место (при нисхождении)», то ответь ему: «Я верю в Господа, который делает то, что пожелает».
Отрывок из книги “Вероубеждение праведных предшественников и приверженцев хадиса, или послание о вероубеждении ахлю сунна, асхабу аль-хадис и имамов” имама Убу Усмана Исмаила ибн Абдуррахмана Ас-Сабуни.
Поделись с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *